Тысячи лет назад греческие и римские статуи были покрыты краской. Выставка «Gods In Color» использовала самые современные технологии, чтобы воссоздать их так, как они выглядели изначально
Чисто белый мрамор. Это предполагаемый вид, к которому стремились древнегреческие и римские художники — именно то, что мы видим в музеях по всему миру. Но наши учебники, даже наши собственные глаза, обманывают нас?
Марк Аббе, профессор древнего искусства в Университете Джорджии, называет миф о белизне в классической скульптуре «ложью, которой мы все дорожим». Он говорит, что представление о том, что древние римляне и греки ненавидели яркие цвета, «является наиболее распространенным заблуждением в отношении западной эстетики в истории западного искусства».
Археолог Винценц Бринкманн еще в 1980‑х годах заметил небольшие цветные пятна на древнегреческих скульптурах и сделал вывод, что в древности было очень модно покрывать белый мрамор яркой краской. Венера из греческого мифа не была белоснежной, в конце концов у нее была кожа розовато-персикового цвета, ярко-красные губы и красочные зрачки глаз.
Миф о белизне зародился в эпоху неоклассического изобразительного искусства — примерно с 1760 по 1830 годы — когда древнее искусство и культура пережили возрождение. И белая мраморная форма была воскрешена из небытия. Избавившись от цвета, скульпторы эпохи Возрождения могли показать свое техническое мастерство.
Тем временем выставка «Боги в цвете», которая проходила в Мюнхене, а затем объехала весь мир, ставит своей целью сломать это мышление. Благодаря новым методам исследования ученые смогли дать более точное представление о цветах краски, которые использовались в древнем мраморном искусстве.
«Боги в цвете»: полихромия в древнем мире
Экспонаты выставки представляют собой гипсовые воссоздания греческих и римских скульптур, окрашенные в близком приближении к их оригинальным оттенкам. Изучение микрочастиц оставшегося пигмента на произведениях искусства определило палитру.
Для создания репродукций скульптуры сначала осматриваются невооруженным глазом, а затем под излучением ультрафиолетовых ламп. Свет должен исходить под низким углом, почти параллельно поверхности. Этот трюк выявляет детали, которые иначе невозможно увидеть или проанализировать.
Результатом является потрясающее сопоставление реальностей: то, что мы когда-то предполагали, и то, что как говорит нам современная наука, является правдой.
Выставка «Боги в цвете» побывала в Германии, Испании, Турции, Мексике и Соединенных Штатах, ее посетило более двух миллионов посетителей по всему миру.
Кропотливый процесс
Цветные пигменты, используемые в древние времена, не выцветают с одинаковой скоростью. Охра быстро блекнет, в то время как пигменты, такие как красный и синий, полученные из минералов, могут оставаться видимыми на протяжении многих веков.
Ультрафиолетовый свет обеспечивает индикацию цвета и рисунка, которые могут быть невидимы невооруженным глазом. Следы пигмента затем идентифицируют на основании того, как они исчезают, и того, что мы знаем на данный момент о том, как эти красители реагируют на эрозию.
Художники должны сопоставлять свои выводы с другими произведениями искусства и историческими текстами, чтобы сделать окраску реалистичной. Этот процесс также повторяется для других частей статуй, чтобы убедиться, что в их изображениях нет ничего явно ошибочного.
В реконструкции применяют только те цвета, которые могут быть четко определены в ходе исследований. Некоторые части остаются белыми (или бронзовыми, так как некоторые древние бронзовые статуи, кажется, тоже были раскрашены).
В случае двух Воинов из Риаче, загорелая кожа на самом деле представляет собой слои разбавленного асфальтового лака с небольшим количеством красного пигмента, смешанного с ним.
Конечные результаты
Ученые все еще обсуждают идею полихромии в древней скульптуре. Кураторы выставки даже признают, что эти визуальные эффекты могут раздражать наши чувства.
Но сама идея, что древнегреческие и римские статуи были намного более красочными, чем мы когда-то думали, на шаг ближе к полной исторической точности.
1 из 9
Комментарии
Отправить комментарий